Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Содержание Паспорт программы развития на 2019- 2022г. 1. Пояснительная записка 2. Информативная справка 3. Информационная справка 4. Анализ результатов деятельности ДОУ 5. Концепция программы развития ДОУ 6. Стратегия развития ДОУ 7. Управление программой стр.3 стр.6 стр.7 стр.9 стр.10 стр.15 стр.17 стр.21 2 Паспорт Программы развития МБДОУ Ивановский детский сад на 2019-2022г. Программа развития МБДОУ Ивановского детского сада на 2019-2022г. Наименование программы Основания для разработки программы Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации » от 29.12.2012г № 273 Федеральные государственные образовательные стандарты основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условий ее реализации. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13) Устав МБДОУ Ивановский детский сад Назначение программы Проблема Сроки Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы Учреждения за предыдущий период. В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов. Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, становление открытой, гибкой и доступной системы образования. Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей отрицательно сказывается на получении ими качественного образования Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования детей через общественно - государственные формы управления. Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий. Программа реализуется в период с 2019г. по 2022г. 3 реализации Авторы Цель Задачи Творческий коллектив педагогических работников ДОУ Совершенствование в учреждении системы интегративного образования в соответствии с ФГОС, реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, полноценное развитие в период дошкольного детства, как основы успешной социализации и самореализации. Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения с учетом индивидуальных особенностей дошкольников; Повышение качества образования в Учреждении через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных; Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов; Реализация коррекционно-развивающей поддержки детям с трудностями в речевом и эмоционально-волевом развитии; Использование возможностей сетевого взаимодействия с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования; Совершенствование материально-технического и программного обеспечения; Обновление развивающей образовательной среды Учреждения, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности; Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка через расширение сети дополнительного образования эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств; спонсорская помощь, благотворительность Финансовое обеспечение программы Ожидаемые результаты: Для Учреждения: повышение конкурентоспособности учреждения; улучшение материально-технического обеспечения для реализации программы дошкольного образования. Для воспитанников: получение полноценного качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого; Улучшение состояния физического, психического и социального здоровья. Для педагогического коллектива: 4 повышение интереса к профессии и развитие профессиональной компетентности; рост профессиональной культуры педагогов, повышение их компетентности; Знакомство воспитанников с традициями и бытом донского казачества. Для семьи: сохранение здоровья ребенка и успешность его при поступлении в школу; расширение области участия родителей в деятельности Учреждения (участие в образовательном процессе, в проведении совместных мероприятий), в приобщении детей к культуре и традициям донского казачества, создании мини – музея «Жизнь и быт донских казаков»; укрепление взаимодействия Учреждения и семьи. Для социума: реализация системы социального партнерства; расширение образовательного пространства через сотрудничество с социокультурными учреждениями; Повышение уровня правовой культуры всех участников образовательного пространства. Превращение воспитательно-образовательного пространства ДОУ в благоприятную среду для развития индивидуальности каждого воспитанника. Этапы реализации программы 1 этап - Организационно-аналитический – 2019г. Анализ и оценка состояния развития ДОУ, определение приоритетов и разработка содержания Программы развития ДОУ; 2 этап – Формирующий – 2019-2021г.г. Совершенствование компонентов воспитательно – образовательного процесса в соответствии с ФГОС; 3 этап – Обобщающий – 2022г. Обобщение результатов внедрения Программы развития в соответствии с требованиями новой государственной политики. 1. Пояснительная записка Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа Актуальность создания программы развития ДОУ обусловлена: - государственной политикой в области образования – повышением доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного 5 развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. - принятием нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»; - введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Для этого требуется: - повышение качества образования; - разработка и внедрение новых педагогических технологий; - сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе Учреждения; - активизация адресной работы с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей. 2. Информативная справка. Дошкольное образовательное учреждение – это не только детский сад, а на современном этапе – это целая система , стремящаяся не только к развитию, но и ищущая новые возможности, создающая необходимые условия для удовлетворения потребностей ребёнка, семьи, общества, обеспечивающая условия для творческой профессиональной работы педагогов, отвечающая самым современным требованиям. Новая нормативно – правовая база является реальной основой для изменения направленности работы детского сада, его ориентации на семью как основного потребителя. В связи с тем, что реформа дошкольного образования все шире разворачивается в направлении развития его вариативности, проблема регуляции качества образования приобретает особую актуальность. Педагогический коллектив выбирает приоритетное направление своей работы, то есть основные услуги, а в соответствии с потребностями родителей и со своими реальными возможностями – организует дополнительные услуги. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ивановский детский сад прошёл аттестацию в 2017году.Сегодня детский сад – это современное дошкольное образовательное учреждение , реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями дошкольного образования по всем направлениям его деятельности. В настоящее время выбор направлений дошкольного учреждения и следования им зависит от каждого члена коллектива. В современных условиях требования к педагогу очень высоки: ведь воспитатель является главным действующим лицом педагогического процесса. Педагог должен приобретать новые знания, получать больше информации, решать новые задачи, совершенствовать навыки и умения в воспитательно – образовательном процессе, уметь различать настоящие ценности, иметь соответствующую квалификационную категорию. Каждый педагог стремится использовать нестандартные формы работы с детьми и родителями, имеет возможность выбрать те методы работы, которые в конечном итоге будут эффективны при воспитании и обучении самых маленьких членов общества. 6 В МБДОУ Ивановский детский сад работают два педагога. 3. Информационная справка Полное наименование Учреждения Юридический адрес Режим работы Заведующий Управление Учреждением Телефоны Дата открытия Учредитель Учредительные документы муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Ивановский детский сад образовательное 346101, Ростовская область, Миллеровский район, х.Ивановка, ул. Черёмушки, 25 12-часовой при пятидневной рабочей неделе с 7.00 до 19.00. Нерабочие дни – суббота, воскресенье, а также праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации. Чикуленко Надежда Борисовна Совет ДОУ, Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет; 8(86385) 3-80-33 1985. Учредителем является Муниципальное учреждение Управление образования Миллеровского района. Лицензия на право ведения образовательной деятельности №4734 от 30.04.2015 года. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение функционирует на основе Устава МБДОУ Ивановский детский сад является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением , которое расположено в х.Ивановка, по ул. Черёмушки, д.25. Учредитель: Администрация Миллеровского района Ростовской области. МБДОУ является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области, нормативными правовыми актами, договором с учредителем, Уставом МБДОУ. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует новые обучающие технологии, авторские программы.: - программа « Радуга» под редакцией Т.Н.Дороновой. В МБДОУ созданы необходимые условия для развития и оздоровления детей: Игровая комната, обеспеченная необходимой детской мебелью, игровым материалом, художественной литературой, пособиями, играми, конструктором, раздаточным материалом для проведения занятий. Имеется отдельная спальная комната. Столовая Два участка для игр и прогулок, теневой навес. Детская игровая площадка. Спортивная площадка. 7 МБДОУ обеспечивает развитие детей в возрасте от 2-х до 7 лет. Приём детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей( законных представителей). . Большая роль в эффективности качества воспитательно – образовательного процесса детского сада отводится материально – техническому обеспечению ДОУ и оснащённости образовательного процесса. В нашем детском саду созданы необходимые условия для полноценного развития детей. Здание ДОУ 1985 года постройки, строение кирпичное,одноэтажное, типовое. Общая площадь составляет 247 кв.м. Территория детского сада ограждена забором. Детский сад имеет все виды благоустройства: водопровод, канализацию, индивидуальную газовую котельную. Территория детского сада хорошо озеленена, на ней произрастают разнообразные породы деревьев и кустарников, разбиты цветники и клумбы. В теплый период года цветники используются для проведения с детьми наблюдений ,опытно – экспериментальной работы, организации труда в природе, имеется в детском саду небольшой огород , на котором дети сеют овощи, выращивают клубнику, ухаживают и наблюдают за их развитием и созреванием. Материально – техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса и развивающая среда ДОУ соответствует ФГОС ДО. В детском саду созданы все необходимые условия для организации и проведения образовательного процесса. Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического , художественно – эстетического , познавательного, речевого и социально – коммуникативного развития детей. Учреждение располагает учебно – методической литературой для реализации основной комплексной программы «Радуга». Учебно – методическая оснащённость детского сада позволяет проводить воспитательно – образовательную работу с детьми и стремиться к высоким результатам. Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, индивидуальных особенностей воспитанников и конструируется таким образом, чтобы в течение дня каждый ребёнок мог найти себе увлекательное занятие. В разновозрастной группе созданы хорошие условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной активности, оборудованы уголки, в которых размещён познавательный и игровой материал в соответствии с возрастом детей. Мебель, игровое оборудование соответствует санитарным и психолого – педагогическим требованиям. Это позволяет детям организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих игр и увлечений. Среда своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий. 8 Музыкального зала в детском саду нет, но несмотря на это, в детском саду наши воспитанники увлечённо занимаются музыкой, изучают весёлые детские песенки, проводят утренники, изучают музыкальную грамоту, - и всё это проводят в нашем светлом игровом зале, придерживаясь принципа зонирования пространства. Все зоны могут трансформироваться в зависимости от задач, решаемых на занятии, и возраста детей. Рабочая зона игрового зала включает в себя: ДВД, телевизор, музыкальный центр, мольберт, стулья, столы , мини- музей и др. Активная зона занимает все свободное пространство игрового зала, который, когда необходимо, превращается в музыкальный зал или в спортивный. Инклюзивное образование В МБДОУ Ивановский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов созданы все условия: Обеспечивается равный доступ к образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2 п. 27 Закона об образовании) Педагогами ДОУ осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальным маршрутом развития. В ДОУ создана обстановка, обеспечивающая психологический комфорт. В детском саду задействована вся полезная площадь. Библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса В ДОУ имеется методическая и художественная литература, репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал. В фонде методической литературы ДОУ есть подписные издания: «Справочник руководителя дошкольного учреждения», «Управление ДОУ», "Дошкольное воспитание" и др. В целях качественной реализации программы, расширения границ информационного поля по всем направлениям деятельности детского сада имеются: • Учебно-методические и дидактические материалы, информационные ресурсы. • Компьютерные технологии (использование в работе разных компьютерных программ, Интернет — сайтов, электронной почты, множительной техники); • имеется небольшая библиотека, где наряду с научно-методической литературой представлены энциклопедическая и справочная литература, периодические издания для детей и взрослых, замечательные художественные произведения как русских писателей, так и зарубежных для чтения и заучивания художественных произведения. • Периодически оформляются тематические выставки и стенды. 4. Ресурсное обеспечение программы. 9 Кадровое обеспечение деятельности. МБДОУ Ивановский детский сад обеспечен педагогическими кадрами на 100%.Педагоги ориентированы на достижение качества воспитания и обучение детей. Всего педагогов два: воспитатель и заведующий. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение функционирует на основе Устава. Количество воспитанников на начало учебного года – 16 человек. Количество групп – 1разновозрастная, которую посещают дети от 2-х лет до 7-ми лет. Режим работы дошкольного образовательного учреждения : 12 часов при пятидневной неделе с 7.00 часов до 19.00 часов. Приём детей начинается с 7 часов 30 минут. Нерабочие дни – суббота, воскресенье, а также праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации. Характеристика контингента воспитанников Возраст Общее количест во 7 ранний возраст дошкольн 9 ый возраст Мальчи ки Девочк и Группы здоровья I II III IV 1 6 - - - - 3 6 - - - - Семьи с2 детьми 4 Семьи с3 детьми 1 Характеристика семей воспитанников Группы Полные семьи Младше-средняя группа средняя-старшая группа Итого 7 Неполные Семьи семьи с 1 ребенком 0 1 9 2 2 10 0 16 2 3 14 1 Кадровое обеспечение Общее количество сотрудников в учреждении 8, из них 2 – педагогический состав: заведующий, воспитатель.. Оба педагога имеют высшее образование. . Анализ образовательной деятельности 10 Ключевым является вопрос подготовки детей к школе. Большое значение придаётся развитию познавательных способностей детей, инициативности, самостоятельности, любознательности, восприятия, воображения, художественного творчества, формированию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Мониторинг готовности к обучению в школе, проведенный в мае 2019 года показал высокую готовность выпускников ДОУ, что является отличным показателем работы педагогов. В этом году детский сад выпустил в школу – 6 человек. У выпускников достаточно сформированы предпосылки к учебной деятельности: умение работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого. Дети владеют достаточным запасом знаний о предметах и явлениях окружающего мира, элементарными математическими представлениями, первоначальными навыками чтения, коммуникативными навыками и отвечают требованиям, предъявляемым к современной модели выпускника. Результаты развития детей, достижение оптимального уровня для каждого ребёнка или приближение к нему можно считать критерием результативности работы педагогов ДОУ. На протяжении последних лет в ДОУ сложились определённые традиции: дни и недели здоровья; методические дни и недели; дни открытых дверей; смотры-конкурсы предметно-развивающей среды; тематические выставки детского творчества; совместная продуктивная деятельность детей и родителей; проведение народных и обрядовых праздников; участие в муниципальных мероприятиях и др. Деятельность нашего ДОУ находится в постоянном развитии в соответствии с требованиями времени. За счет углубления и расширения содержания, внесения новизны в арсенал приемов и методов, форм организации, направленных на повышение качества образовательных услуг, прослеживается совершенствование и оптимизация воспитательного процесса. Весь воспитательно-образовательный процесс был направлен на реализацию главной цели функционирования ДОУ: сохранение и укрепление здоровья детей, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Одной из важнейших задач деятельности нашего ДОУ является охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного физического развития, воспитания потребности в здоровом образе жизни. На педагогическом совете, в ходе совместного обсуждения, была разработана система эффективных мероприятий по укреплению здоровья дошкольников. Педагоги используют в своей работе разнообразные закаливающие методы и приемы. Регулярно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, спортивные игры. В течение года 11 проводятся дни здоровья, спортивно-развлекательные мероприятия. Проводится санитарно-просветительная работа с родителями. В Учреждении много внимания отводится работе по улучшению здоровья и совершенствованию физических качеств детей с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Оздоровительная работа осуществлялась по следующим направлениям: Соблюдение режима дня Учет гигиенических требований Утренняя гимнастика Воздушно-оздоровительная гимнастика после сна Выполнение двигательного режима в группе и на прогулке Закаливающие мероприятия. Разработанный комплекс мероприятий успешно применяли педагоги в течение года. В детском саду уровень физического развития детей стал значительно выше, в результате чего снизился % заболеваемости. По результатам отчетного 2018 - 2019 года следует сделать вывод, что в дальнейшей работе необходимо продолжать уделять внимания вопросам организации оздоровления, закаливания. Следовательно, задача по укреплению здоровья детей и снижение заболеваемости остается для нас актуальной. Проблемное поле: Положительная динамика укрепления здоровья воспитанников существует, но она недостаточна, для того чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в Учреждении, позволяющей спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость. Физкультурно-оздоровительная работа учреждения ведется в системе, но требует продолжения работа: - по развитию здоровьесберегающих технологий в деятельности Учреждения. - по взаимодействию с социумом в вопросах поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. Особенности образовательного процесса в ДОУ. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии Основной образовательной программой Учреждения. Программа разработана с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. Она охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей. Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Образовательный процесс в детском саду строится, прежде всего, на индивидуальном подходе к детям, создании благоприятного микроклимата в группе на основе интересного диалогического общения. 12 В Учреждении проводятся следующие виды непосредственно организованной деятельности, согласно каждой возрастной группе: 1. Речевое развитие. Развитие речи. 2. Речевое развитие. Приобщение к художественной литературе, литературе Донского казачества. 3. Познавательное развитие. ФЭМП 4. Познавательное развитие. Ознакомление с социальным миром, бытом Донского казачества. 5. Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы, природой Донского края. 6. Художественно-эстетическое развитие. Лепка, рисование, аппликация, конструирование/ ручной труд. 7. Физическая культура. 8. Художественно-эстетическое развитие. Музыка 9. Досуги музыкальные, спортивные, народные праздники. Благодаря четкому планированию и контролю, в Учреждении хорошо отработана система воспитательно-образовательной работы. Расписание занятий составлено с учетом психофизических возможностей детей и обеспечивает взаимосвязь с повседневной жизнью детей в детском саду. Важнейшими показателями, влияющими на результативность педагогического процесса, являются условия его организации. Главным условием являются человеческие ресурсы, а именно педагогические кадры Учреждения. ДОУ кадрами полностью укомплектовано. Повышение уровня квалификации обеспечивается участием педагогов в методических объединениях, конкурсах, через курсы повышения квалификации, самообразование, развитие педагогического опыта. Важнейшей характеристикой ДОУ является социально-психологический климат в коллективе. В настоящее время сформирован коллектив единомышленников с благоприятным психологическим климатом, способствующим нормальному процессу решения стоящих перед коллективом задач. В Учреждении создаётся атмосфера педагогического оптимизма и ориентация на успех. Педагогов Учреждения отличает творческий подход к работе, инициативность, доброжелательность, демократичность в общении, открытость. Организация групповой комнаты приближена к домашней обстановке, что способствует эмоциональному благополучию детей , их быстрейшей адаптации при поступлении в детский сад. В группе игровое оборудование расположено по тематическому принципу, для того чтобы ребёнок мог самостоятельно выбрать себе занятие по душе. Для развития конструктивной деятельности дошкольников в группе имеются наборы крупного и мелкого строительного материала , различные виды конструкторов. Педагогами и родителями заготавливается природный и бросовый материал для художественного конструирования. Для развития у детей естественнонаучных представлений в группе оборудована соответствующая зона «Познание». Воспитателями эстетично оборудованы уголки природы, в которых представлены: календарь природы, стенд «Времена года», различные виды комнатных растений, за которыми охотно ухаживают дети под руководством воспитателя., имеется мини – музей, в котором находятся предметы казачьего быта. Дети вместе с родителями 13 постоянно пополняют его предметами старины, любят рассматривать экспонаты и слушать истории о казаках. На прогулках дети под руководством воспитателей ухаживают за посадками культурных растений. В ДОУ созданы условия по формированию элементарных математических представлений. Занятия строятся в игровой форме. В достаточном количестве имеется демонстративный и раздаточный материал. Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется с младшего возраста. На занятиях детей знакомят с родным краем, его историей, жизнью казаков на Дону. В группе имеются флаг, герб Российской Федерации, а также Ростовской области и Донского казачества. На игровых участках созданы необходимые условия для физического развития детей, площадка оснащена спортивным оборудованием: лестницы, перекладины, пирамида, балансиры и др. Здесь же расположены песочницы, где дети очень любят играть. В целом, условия, созданные в детском саду, способствуют воспитанию у детей эстетического вкуса и направлены на то, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и защищённо. Воспитатели эффективно используют в работе дидактические и развивающие игры, игровые приемы и упражнения, умственные и речевые логические задачи. Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи. Приветствуется проведение интегрированных занятий с участием различных специалистов, что способствует более быстрой динамике развития всех психических функций ребенка. Главным в работе педагогического коллектива является психологическая поддержка ребенка, понимание его интересов, проблем и желаний, учет психофизических особенностей каждого воспитанника, его настроения в данный момент, защита прав ребенка и выполнение всех положений Конвенции о правах ребенка. В соответствии с основной образовательной Программой Учреждения была дополнена и переоборудована предметно - развивающая среда в группах. В период учебного процесса педагогический коллектив накапливал и приобретал программный и дидактический материал, что позволило педагогам добиться в учебно-воспитательном процессе нужных результатов. Значительные улучшения произошли в уровне развития детей ознакомлении с окружающем миром, экологии, музыкальной, театрализованной, физкультурной, а также в уровне игровой деятельности. Опираясь на результаты диагностики, можно сказать, что основная образовательная Программа Учреждения осваивается с учетом возрастных требований. Но наблюдается недостаточный уровень в реализации образовательной области «Познание», а именно познавательно-исследовательская деятельность. Дети больше работают по образцу, воспитателем недостаточно применяется в непосредственной образовательной деятельности опытно-экспериментальная деятельность. Необходимо уделить педагогическому коллективу внимание на НОД по художественному творчеству, конструированию, и по формированию элементарных математических представлений. Проведённый анализ результатов педагогической деятельности коллектива Учреждения показал, что вывод их на 14 должный уровень во многом зависит от содержания, технологий и организации учебно-воспитательного процесса. Развивающее обучение в новой модели образовательного пространства предлагает использование новых программ и технологий, которые предусматривают не просто усвоение нового содержания, а такую организацию познавательной деятельности детей, которая обеспечивает ребёнку новые достижения и продвижения в развитии. Проблемное поле: В связи с введением в образовательный процесс ФГОС и новых форм работы необходимо повышать уровень квалификации педагогического персонала учреждения для более качественного планирования и организации образовательного процесса, для получения максимально возможных образовательных результатов. Проблемное поле: содержание предметно - развивающей среды в группах недостаточно отвечает потребностям современных детей, необходимо постоянно улучшать материальную базу детского сада, подходить творчески к содержанию и формированию предметно – развивающей среды. Для более глубокого изучения обычаев и традиций казаков Дона, необходимо обеспечить материалами площадку для изучения казачьего быта и знакомства с казачьими играми, праздниками, традициями. Вовлечение членов семей воспитанников в образовательный процесс. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьей. Педагоги твердо убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не детский сад, не школа, а прежде всего родители, семья. Главная цель работы педагогов с семьёй психолого-педагогическое просвещение, оказание помощи в воспитании детей, профилактика нарушений в детско-родительских отношениях. Педагоги используют разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс. Осуществлять поиск эффективных путей взаимодействия (индивидуально ориентированных) с родителями детей нового поколения, привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя наряду с живым общением (безусловно, приоритетным), современные технологии (Интернет-ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов, участие в управлении ДОО и др.) Проблемное поле: Неоднородный контингент родителей, имеющий различные цели и ценности. Наличие в Учреждении родителей (законных представителей) с потребительским отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей, с пассивным отношением к участию в интерактивных мероприятиях, в управлении ДОО Недостаточная заинтересованность и уровень компетентности родителей в вопросах ведения здорового образа жизни и низкий уровень активной жизненной позиции в этом случае играет свою роль.. 15 4. Концепция Программы развития ДОУ Основной целью Программы развития является создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование. А также на создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательной деятельности по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностноориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала. Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития Учреждения направлена на сохранение позитивных достижений ДОУ. Внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющих ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и ДОУ. Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОУ, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка. В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции: Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки) Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни. Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связано с развитием и одаренностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных условий для его развития в воспитательно-образовательном процессе. Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности детского сада служат: Качество образования Здоровье Сотрудничество 16 Основные принципы, которыми будем руководствоваться, выстраивая деятельность МБДОУ: Руководствуясь законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией дошкольного воспитания , Конвенцией о правах ребёнка , стратегией развития дошкольного образования, деятельноть детского сада принцип системности – целостный подход, взаимодействие всех направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития личности ребенка; принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает использование новейших технологий и методик; принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и взрослых; принцип гуманизации – основывается на усилении внимания к личности каждого воспитанника как высшей ценности общества, установке на формирование гражданина с полноценным познавательно – речевыми, моральными и физическими качествами, создании максимально благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности; принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме; принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка; принцип инновационности – определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, технологий и форм работы; принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. Образ будущего ДОУ - это такой детский сад, где ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, возможностями и способностями. Педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме, основываясь на гуманных отношениях партнерского сотрудничества. Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников образовательных отношений в системе «педагогребенок- родитель». Родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности; Воспитатели являются непосредственным реализатором образовательных услуг на уровне государства; Дети выступают как потребители оказываемых ДОО услуг по обучению и воспитанию, развитию личности. Для того, чтобы педагоги могли эффективно осуществлять взаимодействие с семьей, необходимо повышение их правовой и психолого-педагогической культуры, формирование гуманистических взглядов на процесс образования, а также профессиональные умения контактировать с родителями. 17 Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития МБДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду. 5. Стратегия развития детского сада Основные направления по реализации программы развития Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2023 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие Учреждения. Создание условий в МБДОУ для реализации ФГОС. Целевая программа: Проблема: наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования, требованиями , предъявляемыми социумом к личности и уровнем профессиональной компетентности педагога. Необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов. Цель: Совершенствование образовательной деятельности ДОУ через овладение современными программами и технологиями, обеспечивающими целостное развитие ребенка-дошкольника. Соответствие уровня и качества подготовки выпускников ДОУ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Задачи: Создание системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование Поэтапное обновление ООП в соответствии с ФГОС и социальным заказом родителей. Обновление предметно-развивающей среды ДОО, способствующей реализации нового содержания и достижению новых образовательных результатов. Активное внедрение ИКТ в образовательный и управленческий процесс. План действий по реализации программы Направления работы Система мероприятий срок Организационно-подготовительный этап /2019 год/ Совершенствование Организация работы творческой группы по 2019 образовательной программы (в корректировке Программы соответствии с ФГОС) Приведение в соответствие с -Разработка и корректировка локальных актов, Постоянно современными требованиями обеспечивающих реализацию программы нормативно-правового, материаль развития 2019 но-технического, финансового, -разработка проекта обновления учебнокадрового, мотивационного материальной базы образовательной компонентов ресурсного обеспе - деятельности (создание творческой группы) 2019 чения образовательной деятель -Составление (корректировка) плана графика ности курсовой подготовки педагогов на 2019-2022 гг ответственный Воспитатели Заведующий Заведующий Воспитатели 18 Совершенствование системы планирования (календарного, перспективного в соответствии с реализуемой ООП, разработка рабочих программ педагога) -Комплекс методических мероприятий для педагогов по организации планирования образовательной деятельности -сбор необходимой информации, документации 2019 - 2021 Заведующий воспитатели Ориентация педагогов на -Консультации и итоговые педсоветы, 2019 -2021 приоритет самостоятельной направленные на умение работать с проектами деятельности ребенка, -разработка и уточнение методических использование инновационных рекомендаций по планированию и проведению программ и технологий. интегрированных занятий Разработка методического сопровождения по внедрению проектной деятельности и интегрированного подхода к организации образовательного процесса. Создание условий для -повышение квалификации педагогов 2019-2021 расширения возможностей -сбор необходимой информации использования ИКТ в процессе управления ДОУ и повышении качества образовательной деятельности Развивающий (обновленческий) этап /2019-2021годы/ Новый качественный уровень -корректировка образовательной программы в 2019-2021 образовательной программы соответствии с ФГОС дошкольного образования учреждения, обеспечивающий и с учетом Примерной ООП обновленную модель образова-формирование модели режима дня, недели, тельного пространства ДОУ года с учетом обновленной модели образовательного пространства -разработка рабочих программ по образовательным областям -Разработка примерного календарнотематического планирования Совершенствование - использование в образовательной 2019-2021 образовательной деятельности деятельности современных развивающих через овладение современными технологий (изучение, внедрение, реализация в технологиями, обеспечивающими соответствии с индивидуальными планами целостное развитие ребенка педагогов) -индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности составление индивидуальных маршрутов развития воспитанников -выявление и формирование приоритетного направления воспитательной работы в группе Заведующий воспитатели Обновление предметноразвивающей среды, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования достижению новых образовательных результатов ДОУ -оборудование группового помещения развивающими пособиями, сюжетными игрушками, играми развивающей направленности; -пополнение программно-методического, дидактического и диагностического сопровождения образовательной программы Постоянно по мере финансиров ания Заведующий Повышение эффективности обучения, формирование целостности восприятия изучаемого материала за счет применения ИКТ в образовательной деятельности Повышение профессионального уровня педагогических кадров в вопросах использования в -Приобретение программного обеспечения, компьютерной техники -Активное применение ИКТ в образовательной деятельности По мере финансиров ания Заведующий воспитатели -курсовая подготовка -участие в работе РМО -транслирование опыта работы через участие в постоянно Заведующий воспитатели Заведующий воспитатели Заведующий воспитатели Заведующий воспитатели 19 практике работы современных технологий дошкольного образования конкурсах, публикацию на сайте ДОУ, проектную деятельность -Ведение портфолио педагога- как инструмента отслеживания уровня повышения профессионального мастерства и творческого роста Аналитико-информационный этап /2022 год/ Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей новое качество образования -Отслеживание эффективности внедрения в практику работы современных педагогических технологий (система контроля; мониторинг детского развития и освоения образовательных программ; мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг) -Анализ эффективности внедрения в учреждении новой системы планирования, внесение необходимых корректив в планы образовательной деятельности мониторинг эффективности внедрения индивидуальных и дифференцированных маршрутов и программ В течение всего отчетного периода Заведующий воспитатели 2019 -2022 -анализ реализации проекта обновления учебноматериальной базы образовательной деятельности Персонифицированный учет деятельности педагогических кадров. Внедрение, совершенствование и распространение перспективного опыта -мониторинг актуального состояния кадровой обстановки в ДОУ (программа мониторинга, статистические данные) - демонстрация портфолио педагогов - обобщение и трансляция перспективного педагогического опыта интеграции образовательных областей, организации самостоятельной и совместной образовательной деятельности детей и педагогов (публикации, в т.ч на сайте ДОУ) Ежегодно Определение новых направлений развития -проведение проблемно-ориентированного анализа деятельности ДОО по реализации Программы развития -Публикация результатов и итогового заключения о реализации Программы развития (открытый информационно-аналитический доклад, сайт ДОУ) 2022 г. Заведующий воспитатели В течение всего отчетного периода Заведующий воспитатели Прогнозируемый результат: - Обновление содержания образования в соответствии с современными требованиями общества и социальным заказом родителей. - Повышение качества образовательной деятельности. Создание безопасных условий для жизни и здоровья участников образовательного процесса Оснащение предметно-развивающей среды ДОО оборудованием для развития двигательных навыков формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье 20 Повышение педагогами своего профессионального уровня в вопросах здоровьесбережения и практических навыков в организации двигательной деятельности дошкольников – Активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ: сформированность интереса к сотрудничеству с детским садом; повышение психолого-педагогической культуры в вопросах воспитания детей; установление единых педагогических позиций и требований ДОУ и семьи к воспитанию детей повышение компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников 6. Управление Программой развития Для текущего управления реализацией Программы создана творческая группа из педагогов ДОУ по разработке и реализации Программы развития и целевых проектов. Заведующий: Чикуленко Надежда Борисовна Воспитатели: Шнайдер Наталья Геннадьевна Основными задачами творческой группы в ходе реализации Программы являются: подготовка предложений по направлениям работы, по формированию перечня программных мероприятий на каждый год; подготовка предложений по вопросам реализации Программы для рассмотрения на Педагогическом совете и общем родительском собрании; выявление содержательных и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению. разработка и апробация предложений по механизмам и схемам финансового обеспечения реализации Программы; организация и проведение мониторинга результатов реализации программных мероприятий по каждому направлению работы; организация и проведение оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий; принятие решения об участии в презентациях, конкурсах, экспертизе и т.п. ведение отчетности о реализации Программы; организация размещения в электронном виде на сайте информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств, проведении экспертиз и конкурсов. 21