Содержание Содержание 1. Пояснительная записка……………………………………………3-4 2. Особенности воспитательного процесса в детском саду………….5 3. Формы и методы работы…………………………………………….6 4. Решение задач по каждому возрастному периоду………………7-9 5. Содержание воспитателей работы………………………….….10-22 6. Виды детской деятельности…………………………………....23-35 7. Работа с родителями……………………………………………..…27 8. Предполагаемые результаты……………………………………….28 2 Пояснительная записка Программа воспитания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ Ивановский детский сад х. Ивановка Миллеровского района (далее Программа) разработана в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» - Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»; - Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» Цель воспитания – введение дошкольника в мир культуры, сохранение и укрепление психического и физического здоровья, индивидуальности, создание условий для разностороннего развития его способностей. Направленность воспитания - развитие самостоятельности, познавательной коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Задачи воспитания: - Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей дошкольников средствами воспитательной работы; - Развивать способности дошкольников в самых различных видах детской деятельности; - Формировать у дошкольников понимание значимости здоровья для собственного самоутверждения; 3 - Воспитывать нравственную культуру, основанную на самовоспитании и самосовершенствовании; -Воспитывать любовь к Родине; -Воспитание сознательной дисциплины, нравственных качеств дошкольников через вовлечение в общую работу; - Формирование у воспитанников общественной активности, самостоятельности, инициативы и творчества через активное участие в общественной жизни и труде на общую пользу; -Выявление индивидуально - психологических и творческих способностей; -Приобщение к здоровому образу жизни; -Развитие эстетического вкуса, повышение культуры общения, культуры поведения. -Приобщение воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре. -Воспитание потребности в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения. 4 Особенности воспитательного процесса в детском саду Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко используется в как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетноролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.). Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя. Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле. Воспитательный процесс в МБДОУ Ивановский детский сад организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием. 5 Формы и методы работы - Беседы - Игровые тренинги - Праздники - Игровые и конкурсные программы - Викторины, познавательные игры - Метод самореализации - Метод проблемных ситуаций - Метод соревнования - Проектирование - Моделирование 6 Решение задач по каждому возрастному периоду 1,5 – 3 года - Воспитывать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться). - Воспитывать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение. 3 – 4 года 4 – 5 лет -Воспитывать положительные отношение между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии. -Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание помочь, порадовать Воспитывать эмоциональ окружающих. ную отзывчивость, любовь к родителям, -Воспитывать близким людям. культуру общения со взрослыми и -Вызывать сверстниками, эмоциональный отклик на желание выполнять дела и добрые поступки общепринятые людей. правила: здороваться, прощаться, -Воспитывать интерес к фольклорным благодарить за услугу текстам, народным играм, и т.д.). игрушкам - Воспитывать отрицательное -Воспитывать интерес к труду взрослых отношение к в детском саду и в семье. жадности, грубости. -Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых. -Воспитывать интерес к миру природы. Воспитывать интерес к родному городу и стране, к общественным праздниками событиям. Воспитывать интерес к культурным традициям русского народа, фольклору России; народным промыслам, 7 предметам старинного быта, народному костюму. -Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к живому. -Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях. 5 – 6 лет -Воспитывать культуру поведения и общения детей, привычку следовать общепринятым правилам и нормам поведения. 6 – 7 лет -Воспитывать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. -Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, -Воспитывать дружеские взаимоотношения привычки культурного со сверстниками, заботливое поведения и общения с отношения к малышам. людьми, основы этикета, правила поведения в Воспитывать гражданско общественных местах, патриотические чувства на соблюдение моральных и основе сопричастности к этических норм. событиям в жизни города, страны. -Воспитывать социальную активность, -Прививать любовь к желание на правах самобытной культуре старших участвовать в Липецкого края; жизни детского сада: -Воспитывать уважение и заботиться о малышах, участвовать в гордость к защитникам оформлении детского Отечества. сада к праздникам и пр. -Воспитывать уважение и благодарность к людям, Воспитывать чувство создающим своим трудом разнообразные материальные гордости за свою семью, 8 и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни. умение выразить близким свою любовь, внимание, готовность помочь. -Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать уважение к культурному наследию и традициям народа России, воспитывать желание сохранять и приумножать наследие предков Воспитывать толерантнос ть по отношению к людям разных национальностей. Воспитывать уважение, г ордость, сопереживание, симпатию к защитникам Родины, поддерживать интерес к русской военной истории. -Воспитывать интерес к труду, желание оказывать помощь взрослым, бережное отношение к результатам их труда. основа достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий. 9 Содержание воспитателей работы Модуль «Я и мои друзья» 1,5 – 3 года Имеет первичные представления о себе: знает своё имя, свой пол, имена членов своей семьи. Знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. 5 – 6 лет Знает свои дату рождения, адрес, номер телефона. Располагает некоторыми сведениями об организме (назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования). Имеет представления о семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, некоторые культурные 3 – 4 года 4 – 5 лет Знает своё имя, Имеет фамилию, пол, возраст; первичные осознаёт свои отдельные представления умения и действия. Знает о своём организме. членов своей семьи и Рассказывает о ближайших родственников. деятельности Называет хорошо членов своей семьи, знакомых животных и о произошедших растения ближайшего семейных событиях, окружения, их действия, праздниках, о яркие признаки внешнего любимых игрушках, вида. Проявляет интерес к домашних сверстникам, к животных. Активно взаимодействию в игре, в проявляет повседневном общении и стремление к бытовой деятельности; общению со может объединяться в сверстниками, парной игре. старается понять их замыслы; стремится к взаимодействию в игре, вступает в ролевой диалог. 6 – 7 лет Рассказывает о себе, о событиях своей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, умениях и достижениях, о профессиях близких, их достижениях и увлечениях, о детстве родителей, их школьных годах. Имеет представление о культурных ценностях общества и о своём месте в нём. 10 традиции и увлечения членов семьи. Модуль «Я и моя семья» 1,5 – 3 года Имеет первичные представления о себе: знает своё имя, свой пол, имена членов своей семьи. Знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. 5 – 6 лет Знает свои дату рождения, адрес, номер телефона. Располагает некоторыми сведениями об организме (назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования). Имеет представления о семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. 3 – 4 года Знает своё имя, фамилию, пол, возраст; осознаёт свои отдельные умения и действия. Знает членов своей семьи и ближайших родственников. Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения, их действия, яркие признаки внешнего вида. 6 – 7 лет Рассказывает о себе, о событиях своей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, умениях и достижениях, о профессиях близких, их достижениях и увлечениях, о детстве родителей, их школьных годах. Имеет представление о культурных ценностях общества и о своём месте в нём. 11 4 – 5 лет Имеет первичные представления о своём организме. Рассказывает о деятельности членов своей семьи, о произошедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных. Беседует о профессиях работников детского сада. Модуль « Я люблю трудиться» 1,5 – 3 года 3 – 4 года 4 – 5 лет Стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении. Принимает цель в играх, в предметной и художественной деятельности, по показу и побуждению взрослых доводит начатую работу Беседует о до определённого профессиях результата. Проявляет работников детского самостоятельность в сада. самообслуживании (умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого). С помощью взрослого может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели. Самостоятелен в самообслуживании, видит необходимость выполнения определённых действий и достижения результата. Проявляет познавательный интерес к труду взрослых (интересуется, кем работают близкие ему люди, чем они заняты на работе); отражает С интересом полученные представления в наблюдает трудовые сюжетно-ролевых играх. действия; бережно Бережно относится к относится к результатам предметному миру как труда; проявляет результату труда взрослых. стремление отражать Понимание содержание направленности трудовых хозяйственно-бытового процессов на результат труда в игре с (например: повар заботится, использованием чтобы дети были вкусно реальных предметов и накормлены). Расширение предметовпредставлений о предметном заместителей. мире как результате трудовой деятельности взрослых. 5 – 6 лет Может самостоятельно поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить 6 – 7 лет Проявляет самостоятельность, настойчивость и волевые усилия в достижении цели, поиске ответа на вопросы. 12 полученный Имеет отчётливое результат с позиции представление о цели. многообразии профессий и Охотно предметного мира, участвует в разных созданного человеком видах повседневного во взаимосвязи труда. прошлого и настоящего. Труд ребёнка Освоение результативен, основан способов на распределения самоконтроле. Знания о коллективной многообразии работы по типу профессий в общего труда (объединение всех современном мире, о результатов детского содержании профессионального труда в единый) и труда в соответствии с совместного общей структурой выполнения трудового процесса, трудового процесса: когда предмет труда цель и мотив, материалы переходит от одного и предметы труда, инструменты и участника труда к оборудование, набор другому для трудовых действий, выполнения результат. действий. Представления о Уважение к личностных качествах труду родителей, представителей разных Имеет конкретные профессий представления о профессиях и взаимосвязи между ними, содержание труда в соответствии с общей структурой трудового процесса Модуль «Я здоровье берегу» 1,5 – 3 года Освоил безопасные способы обращения со 3 – 4 года Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения 13 4 – 5 лет Может привести примеры правильного знакомыми предметами ближайшего окружения. непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций. Осуществляет перенос опыта безопасного поведения в игру. поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями и их Элементарные умения последствиями. В и навыки личной гигиены повседневной (умывание, одевание, жизни стремится купание, навыки еды, соблюдать правила уборки помещения и др.), безопасного содействующие поведения. поддержанию, укреплению и сохранению Представления здоровья; элементарные об элементарных знания о режиме дня, о правилах здорового ситуациях, угрожающих образа жизни, здоровью. Основные важности их алгоритмы выполнения соблюдения для культурно-гигиенических здоровья человека; процедур. о вредных привычках, приводящих к болезням; об опасных и безопасных ситуациях для здоровья, а также как их предупредить. Основные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные 14 знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения культурногигиенических процедур. 5 – 6 лет 6 – 7 лет Владеет основами Освоил безопасные безопасного поведения: знает, способы обращения со как позвать на помощь; знакомыми предметами избегает контактов с ближайшего окружения. незнакомыми людьми на Здоровье как улице; проявляет осторожность жизненная ценность. при встрече с животными; Правила здорового образа соблюдает правила дорожного жизни. Некоторые движения, поведения в способы сохранения и транспорте. приумножения здоровья, Признаки здоровья и профилактики болезней, нездоровья человека, значение закаливания, особенности самочувствия, занятий спортом и настроения и поведения физической культурой для здорового человека. Правила укрепления здоровья. здорового образа жизни, Связь между соблюдением полезные (режим дня, питание, норм здорового образа сон, прогулка, гигиена, занятия жизни, правил безопасного физической культурой и поведения и физическим и спортом) и вредные для психическим здоровьем здоровья привычки. человека, его Особенности правильного самочувствием, поведения при болезни, успешностью в посильная помощь при уходе деятельности. Некоторые за больным родственником способы оценки дома. Некоторые правила собственного здоровья и профилактики и охраны самочувствия, здоровья: зрения, слуха, необходимость внимания органов дыхания, движения. и Представление о собственном здоровье и здоровье 15 сверстников, об элементарной заботы о здоровье и первой помощи при травмах, самочувствии близких в ушибах, первых признаках семье, чуткости по недомогания. отношению к взрослым и детям в детском саду. Формирование Гигиенические основы представления о здоровье, его организации деятельности ценности, полезных (необходимость привычках, укрепляющих достаточной здоровье, о мерах освещенности, свежего профилактики и охраны воздуха, правильной позы, здоровья. Формирование чистоты материалов и осознанной потребность в инструментов и пр.). двигательной активности и физическом Формирование совершенствовании, развитие осознанной потребности в устойчивого интереса к двигательной активности и правилам и нормам здорового физическом образа жизни, совершенствовании. здоровьесберегающего и Формирование здоровьеформирующего представления о поведения. некоторых видах спорта, Развивать развивать интерес к самостоятельность детей в физической культуре и выполнении культурноспорту; гигиенических навыков и Воспитание жизненно важных привычек ценностного отношение здорового образа жизни. детей к здоровью и человеческой жизни, развитие мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей. Модуль «Я и моя Родина» 1,5 – 3 года 3 – 4 года 4 – 5 лет Воспитывать интерес Способствовать Способствовать к народному искусству: установлению возникновению сказки. музыка, пляски, положительных контактов интереса к родному потешки. между детьми, городу и стране, к основанных на общих общественным интересах к действиям с праздникам и 16 игрушками, предметами и событиям. Воспитыв взаимной ать привычку симпатии. Освоение к овладению отдель представлений о названии ными правилами родного города, поведения на улице, в некоторых городских транспорте. объектах, Освоение Воспитывать начальных представлений понимание о родной стране: многообразия россиян название, некоторых разных общественных праздниках национальностей — и событиях. особенностей их Воспитывать интерес внешнего вида, к миру природы. Узнаёт одежды, традиций. дом, квартиру, в которой Развитие интереса к живёт, детский сад, сказкам, песням, группу. играм разных народов. Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей Знает название страны и города, в котором живёт, хорошо ориентируется в ближайшем окружении. Освоение начальных представлений о род ной стране: название, некоторых общественных праздниках и событиях. Освоение стихов, песен о родной стране. 5 – 6 лет Освоение представл ений о своем городе - 6 – 7 лет Освоение представле ний о родном город 17 названия родного города, его особенностях (места х отдыха и работы близ ких, основных достопримечательнос тях). Освоение представл ений о названии ближай ших улиц, назначении некоторых общественных учреждени й города - магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города. Проявление интереса к родной стране. Освое ние представлений о ее столице, государственном флаге и гербе. Освоение представле ний о содержании основ ных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России. Понимание многообразия россиян разных национальностей особенностей их внешнего вида, одежды, традиций. Развитие интереса к сказкам, песням, играм разных народов. Развитие толера нтности по отношению к е — его гербе, назв ании улиц, некоторых архитектурных особе нностях, достоприме чательностях Понима ние назначения обществе нны учреждений, разных видов транспорта. О владение представлениями о местах труда и отды ха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни. Освоение представле ний о родной стране — ее государствен ных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы. Проявление интереса к ярким фактам из ист ории и культуры стр аны и общества, нек оторым выдающимся людям России. Освоение стихотворе ний, песен, традиций разных народов Рос сии, народных промысло в. Проявление желан ия участвовать в пр 18 людям разных национал ьностей. Понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой. Осознание необходимости проявлять толерантность по отнош ению к людям разных национальностей. аздновании государственных праздников и социальных акциях страны и города. Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира — элементарных представлений о многообразии стран и народов мира; особенностях их внешнего вида (р асовой принадлежно сти), национальной одежды, типичных занятиях. Осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свою страну богатой , красивой, охраняют природу, чтят свои х предков. Освоение некоторых национал ьных мелодий, песен , сказок, танцев нар одов мира. Осознани е необходимости прояв лять толерантность по отношению к лю дям разных национальностей. 1,5 – 3 года Модуль «Я и моя деятельность» 3 – 4 года 19 4 – 5 лет Принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые Активно осваивает Проявляет способы ролевого самостоятельность в поведения: называет свою выборе и роль и использовании действия в соответствии с предметовролью. Игровые действия обращается к заместителей, с разнообразны. сверстнику по имени интересом включается игрового персонажа. в ролевой диалог со Охотно общается с Охотно вступает в сверстниками. воспитателем и с детьми, ролевой диалог с Вступает в ролевой вступает в игровое воспитателем и со диалог, отвечает на взаимодействие. Имеет сверстником. Проявляет вопросы и задает их первичные представления об интерес к игровому соответственно элементарных правилах общению со принятой роли. В играх поведения в детском саду, дома, сверстниками. с правилами принимает на улице и соблюдает их. игровую задачу, Эмоционально откликается проявляет интерес к на доступные возрасту Освоил некоторые результату, выигрышу. произведения культуры и нормы и правила Доброжелателен в искусства. поведения, связанные с общении с партнерами определенными по игре. В привычной разрешениями и обстановке запретами (можно – самостоятельно нельзя). выполняет знакомые правила общения со Проявляет взрослыми. Делает эмоциональную отзывчивость, подражая попытки оценить действия и поступки примеру взрослых, других с позиции старается утешить известных правил. обиженного, помочь. Для установления отношений со сверстниками и взрослыми, поддержания сотрудничества использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания. Передаёт эмоциональные состояния с помощью 20 образных средств языка. 5 – 6 лет 6 – 7 лет Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров. Умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм. В играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами. В группе ориентируется в своём поведении как на контроль взрослого, так и на самоконтроль на основе известных правил. Может испытывать потребность в направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях. Настойчиво добивается решения игровой задачи. Понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, проявляет готовность помочь, сочувствие. Понимает некоторые образные средства, используемые для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, художественной литературе. В играх с правилами точно выполняет нормативные требования, может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками. В своём поведении ориентируется на первичные ценностные представления о нормах и правилах, способен к проявлению волевых усилий. Соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах. Распознаёт эмоциональные состояния людей по мимике, жестам, интонации голоса; высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника; активно выражает готовность помочь. Эмоционально реагирует на произведения 21 литературы, искусства, мир природы. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле: «Я и мои друзья», «Я и моя семья», «Я люблю трудиться», «Я здоровье берегу», «Я и моя родина», «Я и моя деятельность». 22 Виды детской деятельности Модуль «Я и мои друзья» Деятельность, выходящая за пределы ДОУ Групповая деятельность Участие в Реализация проекта «Мы индивидуальные мероприятиях волонтеры» занятия с детьми муниципального, Ролевые игры; регионального и Игровые ситуации др. уровней конкурсы экспериментальноисследовательских работ; Тренинги общения; олимпиады. День друзей День доброты Дизайн-проект «Новогодняя сказка в группе» Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; Чтение и обсуждение литературных произведений Просмотр и Проект «В детский сад с обсуждение презентаций. улыбкой» Экскурсии Развлечение «Детство – Игры народов это я и ты» разных национальностей Неделя толерантности Модуль «Я и моя семья» Деятельность, выходящая за пределы ДОУ Участие в мероприятиях муниципального, регионального и др. уровней Групповая деятельность Выставки: «Мы вместе с папой», «Мы вместе с мамой» Социальные акции 23 индивидуальные занятия с детьми Ролевые игры; Игровые ситуации «Вместо елкибукет» «Игрушка на новогоднюю елку» Проекты Общественные праздники: День пожилого «Покормите птиц человека зимой» Конкурсы, викторины, выставки Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; Чтение и обсуждение литературных произведений Виртуальные Фотоколлажи «Мой экскурсии папа самый самый», Проекты «Моя мама самая самая», Модуль «Я люблю трудиться» Деятельность, выходящая за пределы ДОУ Участие в мероприятиях муниципального, регионального и др. уровней Групповая деятельность Социальные акции Проекты Общественные праздники Проект «Трудовые династии Конкурсы, наших родителей» викторины, выставки Выставка поделок из овощей «Что нам осень подарила» Проект «Трудится – всегда пригодится» Встречи с интересными людьми 24 Индивидуальные занятия с детьми Ролевые игры; Игровые ситуации Обыгрывание проблемных ситуаций; Чтение и обсуждение литературных произведений Проекты «Трудовые династии наших родителей» Модуль «Я здоровье берегу» Деятельность, выходящая за пределы ДОУ Участие в мероприятиях муниципального, регионального и др. уровней Проекты Групповая деятельность Проекты Беседы Дни здоровья Викторины Конкурсы, викторины, выставки Развлечения Подвижные, народные игры Мини олимпиады «Папа, мама, я – спортивная семья» Модуль «Я и моя родина» Деятельность, выходящая за пределы ДОУ Групповая деятельность Участие в мероприятиях муниципального, регионального и др. уровней Проекты Беседы День города Развлечения День народного единства – «Мы дружбою своей сильны» Конкурсы, викторины, выставки День народного единства День независимости России – «Мы – Россия!» День Российского флага День защитника Отечества Проект «Георгиевская ленточка» 25 Выставки рисунков Экскурсии Социальные, воспитательные акции Проекты Общественные праздники Конкурсы, викторины Флешмоб «Свеча Памяти» Спортивнопатриотическая игра «Зарница» Проект "Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь" Модуль «Я и моя деятельность» Деятельность, выходящая за пределы ДОУ Участие в мероприятиях муниципального, регионального и др. уровней Групповая деятельность День дружбы «Дружба- главное чудо» Игровая деятельность Проекты сюжетно- ролевые игры; Игровые ситуации Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; Чтение и обсуждение литературных произведений Виртуальные экскурсии Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» 26 Работа с родителями Работа с родителями или законными представителями дошкольников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций детского сада и семьи в данном вопросе. семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения; родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; ·Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать занятия для получения представления о ходе воспитательнообразовательного процесса в ДОУ; · общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; консультационный пункт, в котором осуществляется работа специалистов по запросу родителей; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей; размещение на персональном сайте ДОУ информации о воспитательной работе ДОУ. 27 Предполагаемые результаты - успешная адаптация в дошкольном учреждении; - эмоциональная устойчивость дошкольников; - создание предпосылок для формирования сплоченного коллектива; - активное участие родителей в жизни группы и детского сада. - устойчивые положительные результаты дошкольников; - активное участие детей в жизни группы, детского сада; - проявление интеллектуальных способностей; - знание истории своей семьи, детского сада, достопримечательностей города; - умение организовывать под руководством воспитателя мероприятия, занятия по своим интересам; - ощущение ответственности за совершаемые поступки. - овладение методами самовоспитания, самоконтроля; - проявление самостоятельной творческой активности; - умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия, игры разной направленности; - обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и детского сада; - мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность. - необходимость проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей. 28 НАЛИЧИЕ УЧЕБНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Парциальные программы 1. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». -М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 112 с. 2. Программа «Я, ты, мы». / Под ред. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 168 с. 3. Тимофеева Л.Л. Программа «Формирование культуры безопасности». - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015, 270 с. 4. Карпухина Н.А.Реализация содержания образовательной деятельности. Младший возраст 2-3 года. Практическое пособие. Воронеж: ООО м- книга, 2017. 5. Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 6. ФГОС. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Вераксы Н.Е., Карпухина Н.А., Васильевой М.А.. — М.: Мозаика - Синтез, 2015 г. - Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе. - СПб.: МозаикаСинтез, 2017г. - Галянт И. Г. Музыкальное развитие детей 2-8 лет. Методическое пособие для специалистов ДОО. ФГОС . - М.: Просвещение, 2018 г. -120 с. - Вераксы Н.Е., Карпухиной Н.А., Васильевой для воспитанников первой группы раннего возраста (от1.5 до 2 лет) — М.: Мозаика Синтез, 2017г. 1. Воспитание, образование и развитие детей 5- 6 лет в детском саду: метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т. И. Гризик и др.; сост. Т.Н. Доронова. – М. Просвещение, 2006. 2. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т. И. Гризик и др.; сост. Т.Н. Доронова. – М. Просвещение, 2007. 3. Воспитание, образование и развитие детей 4- 5 лет в детском саду: метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т. И. Гризик и др.; сост. Т.Н. Доронова. – М. Просвещение, 2006. 29 4. Воспитание, образование и развитие детей 6 - 8 лет в детском саду: метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т. И. Гризик и др.; сост. Т.Н. Доронова. – М. Просвещение, 2006. 5. Воспитание, образование и развитие детей 3 – 4 лет в детском саду: метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т.Н. Доронова.- М.: Просвещение, 2006. 6. Планирование работы в детском саду с детьми 3-4лет: метод. рекомендации для воспитателей/ под ред. Т. И. Гризик, И.Г Галянт, Г. В. Глушкова и др.; науч. ред. Е. В. Соловьева - М.: Просвещение, 2012. 7. Планирование работы в детском саду с детьми 4-5 лет: метод. рекомендации для воспитателей/ под ред. Т. И. Гризик, И.Г Галянт, Г. В. Глушкова и др.; науч. ред. Е. В. Соловьева - М.: Просвещение, 2012. 8. Планирование работы в детском саду с детьми 5-6 лет: метод. рекомендации для воспитателей/ под ред. Т. И. Гризик, И.Г Галянт, Г. В. Глушкова и др.; науч. ред. Е. В. Соловьева - М.: Просвещение, 2012. 9. Планирование работы в детском саду с детьми 6-8 лет: метод. рекомендации для воспитателей/ под ред. Т. И. Гризик, И.Г Галянт, Г. В. Глушкова и др.; науч. ред. Е. В. Соловьева - М.: Просвещение, 2012. 10. Познавательное развитие 1. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-8 лет. Мир природы и мир человека. Методическое пособие. ФГОС. - М.: Просвещение, 2017 г. - 208 с. 2. Горькова Л. Г., Жиренко О.Е., Обухова Л.,А Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников: Старшая группа. – М.: ВАКО, 2009.336с. 3. Из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников. Составитель Пелевина Л.Н.- Череповец, Порт-Апрель. 2008. 4. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие/Под ред.Г.М. Киселевой, Л.И.Пономаревой. -М.: ТЦ Сфера, 2008. 5. Методические рекомендации к разделу «Математика. Логика» программы «Радуга» (подготовительная к школе группа) - Череповец, 2007. 6. Соловьева Е.В. Познавательное развитие детей 2-8 лет. Математические представления. Методическое пособие. ФГОС. - М.: Просвещение, 2016 г. -174 с. Речевое развитие 1. Алябьева Е.А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет. - М.:Сфера, 2013. 2. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебнометодическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет.- М.: Сфера,2005. 30 3. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 3 – 4 лет: метод.пособие для воспитателей / Т.И.Гризик. – М.: Просвещение, 2015. – 80 с.: Илл. – (Радуга) 4. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 4-5 лет. Методическое пособие для воспитателей. ФГОС. - М.: Просвещение, 2015 г. - 168 с. 5. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5 – 6 лет: метод.пособие для воспитателей / Т.И.Гризик. – М.: Просвещение, 2016. 6. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 6-8лет. Методическое пособие для воспитателей. ФГОС. - М.: Просвещение, 2015 г. Социально-коммуникативное развитие 1. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. / Под ред. Доронова Т.Н. - М.: Просвещение, 2016 г. - 64 с. 2. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. – М.: Мозайка – синтез, 2014 – 96 с. 3. Игра с правилами в дошкольном возрасте. / Под ред. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. - М.: Сфера, 2008 г. - 160 с. 4. Развитие игровой деятельности детей 2- 8 лет: метод. пособие для воспитателей/ О.А.Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева.- М.: Просвещение, 2015. 5. Соловьева Е.В., Редько Л.В. Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-8 лет, методическое пособие для воспитателей - М.:«Просвещение», 2017 6. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе: метод. Пособие. – СПб. : ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.- 192. 7. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе – СПб. : ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. 8. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет. Методическое пособие для воспитателей ФГОС. / Под ред. Гризик Т.И., Глушкова Г.В. - М.: Просвещение, 2018 г, 96 с. 9. Чибисова С.М., Акимова Е.В. Знакомство детей 5-7 лет с традиционной культурой Вологодской обл.- Череповец, 2007.-44с 10. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: методическое пособие/М.Ю.Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.-М.: Дрофа, 2010 11. Художественно-эстетическое развитие 1. Быкова И.А. " Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: Карапуз - дидактика, центр Сфера, 2008. 31 2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» (программа по ритмической пластике). - СПб.:, 2000 г. 3. Доронова Т.Н. Художественное творчество детей 2-8 лет. Методическое пособие для воспитателей. ФГОС- М.: Просвещение, 2016 г. 192 с. Дыбина О.В. 4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010 5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (художественно – эстетическое развитие). Учебно – методическое пособие. – М. Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 144 с 6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование. Методические рекомендации. - М.: Цветной мир, 2016. -144 с. 7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2008. 8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»: учебно- методическое пособие. – М.Издательский дом «Цветной мир», 2014. 9. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. – М. Издательский дом «Цветной мир», 2011. – 144с., 10. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа. – М. Издательский дом «Цветной мир», 2011. 11. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. – М. Издательский дом «Цветной мир», 2012. 12. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду» -М., Школьная пресса, 2006 г. 13. Программа «Ладушки» / под ред. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. - СПб.: Композитор, 2007 г. 14. Сауко Т.Н. , Буренина А. И. «Топ-хлоп, малыши» (программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. - СПб.: Музыкальная палитра, 2007 г. 15. Толоконцев Е.В. Обучение техническому конструированию на занятиях по программе «Радуга», (старшая, подготовительная к школе группы) - М.: Просвещение, 2017г. 16. Толоконцева Е.В, Шумилова Е.Н. Обучение техническому конструированию на занятиях по программе «Радуга» (старшая и подготовительная к школе группы). Издание управления образования мери г. Череповца, МОУ ДО «Центр повышения квалификации», г. Череповец. Физическое развитие 32 1. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет - М.: Мозаика-Синтез, 2009 г. 2. Возная В.И., Коновалова И.Т., Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н., Резяпова С.З. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ/Колл. авт.- М:ТС Сфера, 2006.- 128с. 3. Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа - М.: Скрипторий, 2010 г. 4. Рунова М.А.Движение день за днем - М.: ООО "Линка-пресс" 2007 г. 5. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет - М.: Просвещение, 2006 г. 6. Силантьева С.В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-пресс, 2013 г. 7. Физическая культура в дошкольном детстве Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 3-4 лет. Полтавцева Н.В., Н.А. Гордова - М.: "Просвещение", 2007 г. 8. Физическая культура в дошкольном детстве Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5лет. Полтавцева Н.В., Н.А. Гордова - М.: "Просвещение", 2006 г. 9. Физическая культура в дошкольном детстве Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6лет. Полтавцева Н.В., Н.А. Гордова - М.: "Просвещение", 2007 г. 10. Физическая культура в дошкольном детстве Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 7 года жизни. Полтавцева Н.В., Н.А. Гордова - М.: "Просвещение", 2007 г. 33